Оборотное водоснабжение автомоек

Содержание
1. Устройство оборотной системы водоснабжения 2. Принципиальная схема водоочистки автомойки 3. Загрязняющие вещества
Содержание
1. Устройство оборотной системы водоснабжения 2. Принципиальная схема водоочистки автомойки 3. Загрязняющие вещества

Принципиальная схема водоочистки автомойки

Этапы очистки сточных вод автомойки:

  • грубая механическая очистка;
  • гравитационное осаждение;
  • реагентная обработка;
  • напорная флотация;
  • фильтрация.

Применяемое оборудование

Предварительная механическая очистка сточных вод автомобильной мойки происходит в пескоуловителях и нефтеловушках. На дне песколовки осаждаются взвешенные твердые частицы размером свыше 250 мкм. Принцип действия песколовки основан на том, что при изменении скорости движения взвеси тяжелые частицы в потоке жидкости осаждаются и собираются в специальном отделении для осадка.

Классические гравитационные отстойники не отличаются высокой эффективностью. Такие конструкции предусмотрены только для первичного осветления воды перед дальнейшими этапами очистки. Еще один недостаток механических отстойников — значительные занимаемые площади, что усложняет проектирование и возведение очистных сооружений автомоек.

Поэтому гравитационные отстойники применяются только в комплексе с другими методами очистки и доочистки.

Масло- и нефтепродукты задерживаются в статических и динамических отстойниках или в тонкослойных блочных системах. Тонкослойные отстойники могут быть трубчатые и пластинчатые. Общий принцип работы тонкослойной очистной системы — чем меньше слой жидкости, тем эффективнее происходят процессы осаждения (или всплытия) загрязняющих примесей.

Наибольшую эффективность при очистке стоков автомоек показывают реагентные и флотационные методы.

Напорная пенная флотация позволяет очищать сточные воды автомоек до технических нормативов оборотной системы водоснабжения.

При необходимости сброса воды автомобильной мойки на рельеф местности после флотации требуется доочистка на сорбционном фильтре.

Флотационный метод реализуются следующим образом: в резервуар со стоками подается воздух, который растворяется в воде под давлением 5-6 атм. Затем сточная вода поступает во флотационную камеру, где при падении давления до нормального происходит активное пенообразование из пузырьков растворенного воздуха. От этих интенсивных процессов вода приобретает молочный цвет. В процессе пенообразования на поверхность выносятся многочисленные примеси — нефтепродукты, масла, жиры, взвешенные вещества. Для интенсивного процесса флотации в сточные воды подается флотореагент.

Недостаток метода флотационной очистки: качество очистки сточной воды напрямую зависит от количества и стоимости расходных материалов. Поэтому при высоком качестве очистки метод может стать слишком дорогостоящим. С другой стороны, использование дешевых методов не позволяет достичь требуемых нормативов качества воды и требует дополнительных затрат на утилизацию твердых отходов.

Перспективные методы очистки стоков автомоек — электрокоагуляция и электрофлотация.

Электрокоагуляционные методы требуют не только предварительной, но и дополнительной механической очистки, потому что электрокоагуляторы не очищают воду с загрязнением свыше 50 мг/л по взвешенным веществам.

Плюсы метода электрокоагуляции:

  • очистка стоков до установленных нормативов;
  • компактные системы очистки;
  • простота в обслуживании,
  • нет нужды в химических реагентах и реагентном хозяйстве;
  • экономичность метода.

Минусы метода:

  • существенный расход электрической энергии;
  • необходимость замены растворимых электродов;
  • требование предварительного разбавления стоков или предварительной очистки;
  • образование осадка, необходимость его утилизации;
  • лимиты по расходу сточных вод;
  • вероятность зашламления пространства между электродами;
  • пассивация электродов в случае конструктивных ошибок.

Фильтрация сточных вод — метод находит применение при небольшом содержании загрязняющих веществ и может использоваться в качестве доочистки. Недостаток метода — необходимость частой замены фильтрующего материала. В условиях замасленных сточных вод после мойки автомобилей фильтрование может использоваться после биологической стадии очистки.

Процесс фильтрации — это сорбция загрязняющих веществ (в том числе масел и нефти) на поверхности фильтрующего материала.

Наиболее эффективны по показателям качества воды сочетание методов реагентной обработки и последующего фильтрования, однако при этом растут затраты на очистку сточных вод автомобильной мойки.

Схема организации водоочистки

Ни один из перечисленных методов очистки в отдельности не сможет обеспечить надлежащую очистку сточных вод автомоечных комплексов до санитарных норм. Успешная очистка стоков возможна только при грамотном подборе и сочетании нескольких методов с учетом баланса по экологической эффективности и финансовым затратам.

Спуск сточных вод автомойки в муниципальные сети канализации возможен только после очистки на локальных очистных сооружениях до достижения нормативов, предъявляемых службами Водоканала.

Сточные воды, загрязненные специфическими для автомойки компонентами — бензином, нефтепродуктами, взвешенными веществами, ПАВ, — перед сбросом в канализацию должны быть очищены с использованием методов отстаивания, реагентной очистки и фильтрации.

Проект очистных сооружений автомобильной мойки должен быть разработан с позиции минимизации количества сточных вод, сбрасываемых в системы канализации, за счет применения рациональных подходов или устройства оборотной системы водоснабжения.

При проектировании очистных сооружений должен быть предусмотрен лабораторный контроль показателей качества сточных вод.

На практике себя отлично зарекомендовало комплексное очистное оборудованиесистема СКАТ. Данная установка имеет три стадии очистки:

блок БПО — удаление грубых примесей;
блок ОТБ — флотационная очистка;
блок ДСБ — этап доочистки сорбционным фильтром.
Таким образом, благодаря очистным сооружениям СКАТ достигается требуемое качество очистки воды, предъявленное к оборотному водоснабжению автомоечных комплексов.