Очистка подтоварных сточных вод

Содержание
1. Характеристика и состав подтоварных вод 2. Методы очистки подтоварных вод 3. Технологическая схема очистки 4. Состав очистных сооружений
Содержание
1. Характеристика и состав подтоварных вод 2. Методы очистки подтоварных вод 3. Технологическая схема очистки 4. Состав очистных сооружений

Методы очистки подтоварных вод

Среди основных методов очистки подтоварных сточных вод различают:

  • отстаивание в резервуарах отстойниках;
  • разделение в центробежном поле;
  • флотация;
  • фильтрация.

Отстаивание

Отстаивание подтоварной воды является начальным этапом очистки и производится в вертикальных или горизонтальных отстойниках-нефтеловушках в течение 4-6 часов. На этом этапе осаждаются крупные механические примеси, эмульсионная смесь разделяется на две фазы. После выпуска воды образовавшаяся пленка нефти и шлам удаляются с поверхности нефтеловушек.

Для интенсификации процесса используют тонкослойное отстаивание с применением наклонных пластин, установленных под углом 45-50°, гофрированных пластин или группы труб. Пластины имеют зазоры 20 - 100 мм, а диаметр труб до 50 мм. Элементы тонкослойного отстаивания устанавливают вдоль потока сточных вод.

Разделение в центробежном поле

Для очистки от эмульгированной нефти используют напорные открытые гидроциклоны, в которых под действием центробежных сил отделяются крупные твердые и жидкие частицы.

В верхнюю широкую часть гидроциклона по напором подаются сточные воды, образуя два разнонаправленных потока. Тяжелые фракции опускаются вниз и удаляются через нижнее разгрузочное отверстие. Осветленная вода поднимается вверх и отводится тонким слоем через отводной патрубок. Нефтяная эмульсия собирается по центральной оси потока и отсекается, а затем выводится в нефтеотделитель через переливные воронки или лотки.

Флотация

Флотация является наиболее эффективным и экономически целесообразным методом очистки подтоварных сточных вод. Во флотаторах удаляется максимальное количество нефтепродуктов, а также взвешенные вещества, ПАВ природного и искусственного происхождения.

Очистку подтоварной воды осуществляют в напорных флотаторах, в которые с помощью сатураторов подается воздух под давлением в 5-6 атм. Во флотационной установке водо-воздушная смесь перемешивается с образованием микропузырьков размером 20-50 мкм. На поверхности пузырьков происходит прилипание частиц загрязнений с последующим понятием флотошлама на поверхность. Флотошлам удаляется специальным сборником в шламонакопитель.

Для интенсификации процесса во флотационную установку добавляют флокулянты и коагулянты, способствующие укрупнению эмульгированных частиц и повышающие скорость осаждения хлопьев.

В качестве коагулянтов используют растворы глинозема, хлорного железа или других реагентов, что значительно повышает эффективность хлопьеобразования путем связывания эмульгированных капель нефти. Среди флокулянтов, способствующих укрупнению частиц и их осаждению, следует выделить полиэтиленамин, полиакриламид, четвертичные аммониевые соли на основе полистирола и поливинилтолуола.

Фильтрация

Для фильтрации подтоварных сточных вод используют гравий, кварцевый песок, дробленый керамзит, активированный уголь, силицированный кальцит, пенополиуретан.

Сточные воды подаются сверху через входной патрубок на фильтрующий элемент. Вода движется через слои загрузки со скоростью не превышающей 5 км/час, затем осветленные воды скапливаются в нижней части фильтра и отводятся по трубам.

После очистки подтоварную воду используют для закачки в пласт для поддержания пластового давления (ППД), в технологических нуждах предприятия или для сброса в водоем. От дальнейшего применения очищенной подтоварной воды зависит базовая технологическая схема очистки