Очистные сооружения для автодорог

Содержание
1. Сточные воды автомобильных дорог 2. Локальные очистные сооружения 3. Проекты очистных систем 4. Водоотвод с автомобильных дорог 5. Гидроботанические площадки (ГБП)
Содержание
1. Сточные воды автомобильных дорог 2. Локальные очистные сооружения 3. Проекты очистных систем 4. Водоотвод с автомобильных дорог 5. Гидроботанические площадки (ГБП)

Водоотвод с автомобильных дорог

Поверхностный сток с автомобильных магистралей может служить источником загрязнения природных вод. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду при проектировании и строительстве автодорог предусматривают инженерные мероприятия — такие, как водоотвод, сбор и очистка поверхностного стока с автомагистрали.

К наиболее загрязненной части сточных вод с поверхности дорог относят дождевой сток, талый сток, сточные воды от мойки дорожных покрытий. Эти воды составляют до 70% годового объема стока и должны направляться на очистные сооружения автомагистрали.

Перед началом проектирования систем водоотведения и очистки проводится расчет пикового сброса сточных вод. Величина пикового сброса не должна быть меньше максимального, который наблюдался за определенный период времени.

Руководящим документом для проектирования служит СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

Вероятность того, что при проектировании водоотводных каналов и кюветов дорог расчетный расход воды превысит максимальный, регламентируется следующим образом:

  • 2% — для автодорог I - II категорий;
  • 3% — для автодорог III категории;
  • 4%— для автодорог IV - V категорий.

Если проектируются системы поверхностного водоотвода дорог и мостов, вероятность превышения расчетных объемов составляет:

  • 1%— для автодорог I - II категорий;
  • 2% — для автодорог III категории;
  • 3%— для автодорог IV - V категорий.

Организация водоотвода в зависимости от типа местности

  1. Особо охраняемые территории, к которым относятся зоны санитарной охраны питьевых водопроводов, водные объекты рыбохозяйственного значения с притоками 1 и 2 порядков. При этом качество очищенных стоков должно соответствовать нормативам ПДК для объектов рыбохозяйственного назначения. В этом случае необходимо предусмотреть возведение очистных сооружений, применяющих методы глубокой очистки стоков, такие как Векса-М.
  2. Водные объекты, не относящиеся к объектам рыбохозяйственного назначения, а также выпуски вод в городской черте. При этом качество очищенных стоков должно соответствовать менее строгим нормативам ПДК для водных объектов рекреационного водопользования. В этом случае выбор проводится из методов механической очистки стоков — песколовки, механические решетки, тонкослойное отстаивание.
  3. Понижения рельефа, которые не имеют прямой связи с природными водоемами. В этом случае очистка стоков ведется при помощи гидроботанических прудов или габионов. Стоки очищаются от крупного мусора, грубодисперсных взвесей, части нефтепродуктов. Сброс очищенных стоков допустимо проводить на рельеф местности.

Поверхностные сточные воды автодорог: схемы отвода

Для сбора и отвода поверхностных стоков на очистные сооружения, могут использоваться следующие конструкции: кюветы, придорожные лотки, закрытые коллекторы в пониженных участках автодорог.

Схемы отведения воды с дорог:

  1. Схема, при которой дождевые и талые стоки свободно стекают по поверхности проезжей части на обочины, а затем отводятся через откосы и боковые водоотводные каналы или кюветы.
  2. Схема, при которой ливневые и талые стоки стекают по проезжей части автодорог, а затем отводятся через прикромочные водосборные лотки, потом — через открытые откосные лотки. Поверхностные сточные воды автомобильных дорог отводят по укрепленной водоотводной канаве на очистные сооружения или сбрасываются на рельеф местности.
  3. Схема, при которой дождевые стоки с поверхности автодорог самотеком поступают к бордюрам, расположенным по обеим сторонам дороги. Далее стоки собираются в открытые откосные лотки, затем поступают в укрепленные водоотводные русла, откуда сбрасываются в систему закрытой канализации или на прилегающую территорию.
  4. Схема, используемая в условиях города: поверхностные стоки поступают в дождеприемные колодцы и сбрасываются в городскую ливневую канализацию. Дождеприемные колодцы при этом располагаются под тротуарами, вдоль бордюрного камня, в переломных точках поверхности дороги в углублениях продольного профиля.

Важный момент при проектировании системы водоотвода дороги — укрепление отвесных лотков и кюветов от размывания ливневыми водами.

Локальные очистные сооружения и гидроботанические площадки

Все многообразие существующих методов отвода и очистки сточных вод, применимых для поверхностного стока автодорог, можно разделить на две большие группы.

  • Локальные очистные сооружения (ЛОС) в которых очистка сточной воды с автомагистралей проходит в результате физических, химических и физико-химических процессов. Преимущество этого типа очистки — возможность доведения состава воды до очень строгих показателей качества. Недостатки способа — высокие производственные и эксплуатационные затраты (реагенты, электроэнергия, замена фильтров, обслуживание установок). Примерная стоимость одной установки ЛОС — 1-5 млн руб.
  • Гидроботанические площадки (ГБП), принцип действия которых основан на естественных процессах самоочищения биоценозов. Естественные биохимические процессы в почве и водоемах связаны с эффектами усвоения, задержания и разложения многих загрязняющих веществ в результате жизнедеятельности некоторых микроорганизмов.